Нормативные документы: 1. Конвенция о правах ребенка Ведомственные и инструктивные документы: 1. Приказ Минкомсвязи России от 10 апреля 2013 года №81 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию»
2. Конституция Российской Федерации
3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
4. Уголовный кодекс Российской Федерации
5. Федеральный закон Российской Федерации от 24. Июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 27 июня 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»
7. Федеральный закон от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию»
8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
9. Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
10.Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 2016г. №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»
11.Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации»
12.Распоряжение правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. №2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»
13.Распоряжение правительства Российской Федерации от 22 марта 2017г. №520-р «Об утверждении концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в период до 2020 года»
14.Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года №690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
15.Распоряжение правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года»
2. Письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2014 г. №ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и развитию детей, а также несоответствующей задачам образования»).
3. Приказ Минкомсвязи России от 16 июня 2014 года №161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
4. Письмо Минобрнауки России от 26 октября 2011 г. №2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011-2015 годы»
5. Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
6. Письмо Минобрнауки России от 18 января 2016 г. №07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида»
7. Письмо Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. №07-7453 «О направлении методических рекомендаций по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПРИБЫВАЮЩИХ С ТЕРРИТОРИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, УКРАИНЫ В целях принятия мер по обеспечению в Российской Федерации права каждого человека на образование Минпросвещения России направляет методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины (далее – методические рекомендации), для использования при приеме детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее – ДНР и ЛНР), Украины, в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам. В методические рекомендации включены: памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины; памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР, ЛНР и Украины; памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования. Приложение Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины В Российской Федерации право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования[1]. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе[2]. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные и общеобразовательные организации наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации[3]. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)[4]. Родителями (законными представителями) ребенка или поступающим в заявлении указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего; б) дата рождения ребенка или поступающего; в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего; г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего; ж) о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема; з) о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе); к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе); л) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на оказание психолого-педагогической помощи ребенку; м) язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке); н) родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка); о) государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации); п) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся; р) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных. Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы: а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего; б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя; в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра); г) копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости); д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории); е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества; ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии). При посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами общеобразовательной организации родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах а)-д), а поступающий – оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего. Родители (законные представители) детей, прибывшие с территорий ДНР, ЛНР, Украины дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.), в случае если они не являются гражданами Российской Федерации. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка. При приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в 10 и 11 классы представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца. Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях, заключенным в г. Москве 26 мая 2000 г. документы об основном общем образовании, признаются эквивалентными в обоих государствах[5]. Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. Вместе с тем отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приеме в общеобразовательную организацию. Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение ребенка или поступающего в течение 5 рабочих дней после приема заявления о приеме на обучение и представленных документов[6]. В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления каких-либо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родителя (законного представителя). В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР, ЛНР, Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет. Организация обучения детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР: уровни общего образования, установленные Законом об образовании (утвержден постановлением Народного Совета ДНР от 19 июня 2015 г. № I-233П-НС) и Законом ЛНР от 30 сентября 2016 г. № 128-II «Об образовании», а также перечень учебных предметов по уровням общего образования (Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки ЛНР от 21 мая 2018 г. № 495-од; Государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки ДНР от 7 августа 2020 г. № 119-НП, от 7 августа 2020 г. № 120-НП, от 7 августа 2020 г. № 121-НП) соответствуют уровням общего образования и перечню учебных предметов, установленным в Российской Федерации (за исключением учебных предметов «Астрономия» (определен как дополнительный учебный предмет) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (обязательным является учебный предмет «Начальная военная подготовка») на уровне среднего общего образования в ЛНР), соответственно обучающихся, прибывших с территории ДНР и ЛНР, рекомендуется принимать в класс, соответствующий классу их обучения в предыдущих общеобразовательных организациях; в связи с тем, что в образовательных организациях, действующих на основании указанных законов используется пятибалльная система оценивания, то отметки, полученные обучающимися, рекомендуется использовать без перевода в систему оценивания в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда в российских общеобразовательных организациях используется иная система оценивания при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В таком случае общеобразовательная организация самостоятельно осуществляет перевод пятибалльной системы оценивания в систему оценок, принятой её локальным нормативным актом. В исключительных случаях, когда образование, ранее полученное ребенком, прибывшим с территорий ДНР и ЛНР, не может быть подтверждено документально, с согласия родителей (законных представителей) ребенка организуется промежуточная аттестация[7], итоги которой позволят рекомендовать класс обучения. Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым проводится промежуточная аттестация, и их количество определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно[8], с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. Организация обучения детей, прибывающих с территории Украины: в соответствии с Законом Украины «Об образовании» от 5 сентября 2017 г. № 2145-VIII в стране установлены следующие уровни полного общего среднего образования: Вместе с тем, переход на трехлетнее профильное среднее образование в украинских образовательных организаций полностью не осуществлен. Рекомендуется обучающихся 10–11 классов уровня профильного среднего образования в случае обучения по трехлетней программе (10–12 классы) зачислять в 10 класс. Отметки, полученные в период обучения на Украине с использованием в образовательной организации двенадцатибалльной системы оценок (в том числе при прохождении государственной аттестации), рекомендуется переводить в пятибалльную систему оценивания следующим образом: Украина Российская Федерация «10», «11», «12» «5» «9», «8», «7» «4» «6», «5», «4» «3» «3», «2», «1» «2». В связи с тем, что образовательные стандарты Украины отличаются от федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации, рекомендуется для обучающихся, прибывающих с территории Украины, провести промежуточную аттестацию, на основании которой организовать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.[9] Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения.[10] Обучающимся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляются академические права, меры социальной поддержки и стимулирования, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами[11]. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания[12]. Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся. (Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу)[13]. Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Федеральным законом № 273-ФЗ, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии)[14]. Не допускается принуждение родителей (законных представителей) обучающихся к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств. Родители обучающихся не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материальнотехническому обеспечению и оснащению образовательного процесса. Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение[15]. При приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР, Украины, необходимо: предусмотреть возможность обеспечения обучающихся необходимыми учебниками и учебными пособиями, исходя из расчета не менее одного учебного издания (включая учебники и учебные пособия), достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в учебный план образовательной программы, в зависимости от уровня образования; обеспечить при необходимости возможность участия в итоговом собеседовании по русскому языку по программам основного общего образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (дополнительный срок проведения итогового собеседования по русскому языку –16 мая 2022 года); обеспечить возможность участия обучающихся XI (XII) классов в итоговом сочинении (изложении) по образовательным программам среднего общего образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования (дополнительный срок проведения итогового сочинения – 4 мая 2022 г.: при необходимости органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, могут обратиться с официальным запросом в Рособрнадзор для установления дополнительной даты проведения итогового сочинения ранее 4 мая 2022 года); обеспечить возможность пройти государственную итоговую аттестацию обучающимся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования; выдать документ об образовании лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию[16], подтверждающую получение общего образования следующего уровня: а) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); б) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании)[17]; организовать поддержку обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, выявление и удовлетворение их особых образовательных потребностей в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества и обеспечить интеграцию этих обучающихся в организации, осуществляющие образовательную деятельность; организовать оказание в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности; обеспечить оказание психолого-педагогической, помощи обучающимся; обеспечить возможность преподавания русского языка как неродного. Заявление об участии в ГИА-9 и ГИА-11 может быть подано в государственную экзаменационную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации после установленных сроков (1 февраля и 1 марта) при наличии уважительной причины. При этом причина «переезд из ДНР, ЛНР, Украины» может считаться уважительной. Регистрация для участия в ГИА-9 и ГИА-11 осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС). В РИС могут быть внесены сведения из любого документа, удостоверяющего личность участника ГИА- 9 и ГИА-11 (паспорт гражданина Российской Федерации; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта; паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; свидетельство о предоставлении временного убежища, выдаваемое одному из родителей несовершеннолетнего; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и т.д.). В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, в РИС могут быть внесены реквизиты документа, которым образовательная организация подтверждает личные данные обучающегося. Допуск участника ГИА непосредственно в пункт проведения экзамена (ППЭ) осуществляется при наличии документа, удостоверяющего его личность, и при наличии его в списке распределения в данный ППЭ. В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после письменного подтверждения его личности сопровождающим от образовательной организации. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по адаптированным общеобразовательным программам. Для данной категории обучающихся необходимо создать специальные условия для получения образования. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другие условия, 16 без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР, ЛНР и Украины Важно отметить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территорий ДНР и ЛНР, отнесена к трудной жизненной ситуации, которая может вызвать эмоциональные напряжения и стресс, препятствует реализации не только важных жизненных целей, но и объективно нарушает обычное течение жизни, а также устоявшиеся внутренние и внешние связи. Поэтому работа педагогов в период адаптации детей и подростков прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины в образовательной организации должна быть направлена на нормализацию и стабилизацию их жизнедеятельности, введение в учебный процесс, подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации. Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции: образовательную (организация и проведение консультаций для родителей); психолого-педагогическую посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам). Детей и подростков необходимо ознакомить с правилами образовательной организации, а именно: правила поведения в данном учреждении, режиме. Обеспечить доступность полезных контактов (памятки с указанием телефонов горячих линий, служб, оказывающих психологическую помощь), к кому из специалистов можно обратиться в школе (график работы на кабинете педагога-психолога, социального педагога, администрации, уполномоченного по правам ребенка и т.д.). Важно сделать образовательную среду понятной, стабильной и предсказуемой. Рекомендуется не выделять детей из ДНР и ЛНР в специальные группы для проведения мероприятий. Проведение психодиагностики и излишнее пристальное внимание на начальных этапах может их травмировать, поэтому мониторинг состояния детей необходимо проводить в процессе обычных мероприятий в школе. В период адаптации необходимо проводить мероприятия для всего класса, которые будут способствовать интеграции вновь прибывших в классные коллективы (например, конкурс рисунков, создание тематических коллажей и т.п.). Анализ этих рисунков, коллажей может дать информацию об актуальном состоянии детей. Также диагностически значимыми могут быть критерии активности ребёнка не только на уроке, но и вне урока (например, был активным - стал пассивным или ведет себя не характерно для его возраста), характер пищевого поведения, нарушение сна, снижение успеваемости. Поддерживайте контакт с родителями детей или взрослыми, в сопровождении которых прибыли дети, для получения такой информации. По совокупности нескольких факторов, которые могут указывать на признаки кризисного состояния ребенка или подростка возможно определять обучающихся, нуждающихся в оказании им адресной психологопедагогической помощи. В целом необходимо создать условия для того, чтобы дети имели возможность заниматься теми видами деятельности, которые соответствуют их возрасту: играть, выполнять творческие задания, учиться, общаться. Важно разнообразить социальную среду – провести знакомство с городом (поселком), организовать экскурсии, посещение музеев, дать возможность отвлечься от травмирующих событий, показать разнообразие окружающего мира. В работе с детьми из семей беженцев важны приемы и методы организации работы с постравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического 19 события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе «капсулирования» травматического опыта, формирование навыков конструктивного общения, навыков саморегуляции. Памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования Уважаемые родители! В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это значит, что все программы учебных предметов, факультативных занятий, внеурочной деятельности для Вашего ребенка реализуются бесплатно. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее – образовательные организации), наравне с гражданами Российской Федерации. Прием ребенка в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка или поступающего при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца. В заявлении необходимо указать следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего; б) дата рождения ребенка или поступающего; в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего; г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего; ж) о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема; з) о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе); к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе); л) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на оказание психолого-педагогической помощи ребенку м) язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке); н) родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка); о) государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации); п) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся; р) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы: а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего; б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя; в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра); г) копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости); д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории); е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества; ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии). При посещении образовательной организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами образовательной организации родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах а)-д), а поступающий – оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего. Родители (законные представители) детей, прибывших с территорий ДНР, ЛНР и Украины (в том числе лица, признанные беженцами, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства), дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.). В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления каких-либо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в образовательную организацию ребенка могут принять в образовательную организацию на основании заявления родителя (законного представителя). В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР, ЛНР и Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) ребенка могут принять в образовательную организацию на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет. Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка. При приеме в образовательную организацию для получения среднего общего образования (10 и 11 классы) представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца. Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях, заключенным в г. Москве 26 мая 2000 г. документы об основном общем образовании, признаются эквивалентными в обоих государствах. Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. Вместе с тем отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приеме в общеобразовательную организацию. При отсутствии документов, позволяющих определить уровень образования, полученного ребенком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, с Вашего согласия организуется промежуточная аттестация, формы проведения которой (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым она проводится, определяются образовательной организацией самостоятельно, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. По итогам промежуточной аттестации издается распорядительный акт образовательной организации о приеме Вашего ребенка в образовательную организацию. Если Ваш ребенок нуждается в специальных условиях получения образования, Вам необходимо обратиться к руководителю образовательной организации либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования с личным заявлением о прохождении Вашим ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Кроме того, Вы как родитель имеете право: знакомиться с уставом образовательной организации и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. После зачисления в образовательную организацию Вашему ребенку должны предоставить в бесплатное пользование учебники в соответствии со списком учебников (в пределах федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования), определенных образовательной организацией для реализации основной образовательной программы. Также обучающиеся имеют право на: бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации и др.; предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся. (Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу). Родители обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Кроме того, родители имеют право: защищать права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся; получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; принимать участие в управлении образовательной организацией через деятельность органов самоуправления образовательной организации (управляющего совета, совета обучающихся, совета родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности. Обращаем Ваше внимание, что привлечение дополнительных средств на нужды образовательной организации (добровольные пожертвования, целевые взносы и др.) осуществляется органами самоуправления образовательной организации в составе представителей всех участников образовательных отношений (педагогических работников, обучающихся, их родителей, администрации образовательной организации) исключительно на добровольной основе. [1] Пункты 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). [2] Статья 78 Федерального закона № 273-ФЗ. [3] Подпункт 11 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах». [4] Статья 17 Федерального закона № 273-ФЗ. [5] Статья 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Заключено в г. Москве 26 мая 2000 г.) [6] Пункты 24, 26, 28, 31 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59783). [7] Часть 1 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ. [8] Часть 2 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ. [9] Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ. [10] Пункт 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115. [11] Статья 34 Федерального закона № 273-ФЗ. [12] Статья 35 Федерального закона № 273-ФЗ. [13] Статьи 3 и 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». [14] Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ. [15] Письмо Минобрнауки России от 9 сентября 2015 г. № ВК-2227/08 «О недопущении незаконных сборов денежных средств». [16] Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году, определяющие формы и сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, утвержденное от 31 марта 2022 г № 538. [17] Часть 6 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ.
Грипп и его профилактика С наступлением холодного периода времени года резко возрастает число заболевших гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ). Подсчитано, что в среднем ежегодно гриппом заболевает каждый десятый взрослый и каждый третий ребенок. При этом наряду с легкой и среднетяжелой формами, заканчивающимися выздоровлением, у части больных возникают осложнения, приводящие к летальному исходу. По данным ВОЗ, каждый год во время вспышек гриппа в мире заболевает около 15% населения, 250-500 тысяч из них умирают. У больных с сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями, патологией органов дыхания в период эпидемии смертность в десятки раз выше, чем в группе здоровых людей. Вместе с тем, осложнения после гриппа возникают не только у лиц, входящих в группу риска, но и у молодых, до того здоровых людей. Каждая вспышка гриппа наносит существенный ущерб здоровью населения и экономике соответствующего региона и страны. Осложнения гриппа возникают у 10-15% заболевших, чаще в группе риска, к которой относятся пожилые люди. В эту же группу эпидемиологи относят беременных, пациентов с бронхиальной астмой и другими хроническими заболеваниями легких, сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, болезнями печени, почек. По данным российских и зарубежных исследователей, все осложнения гриппа можно разделить на две группы: состояния, непосредственно обусловленные действием вируса гриппа (например, вирусное поражение легких, отек головного мозга и т.д.), а также вторичные осложнения гриппа, к числу которых относится и декомпенсация сопутствующих хронических заболеваний (обострение бронхиальной астмы, хроническая обструктивная болезнь легких, хроническая сердечная недостаточность, заболевания печени, почек и т.д.). Что же такое грипп? Грипп – чрезвычайно заразная вирусная инфекция с воздушно-капельным и контактно-бытовым механизмами передачи. Важной особенностью вирусов гриппа является их способность видоизменяться. Ежегодно они мутируют и появляются новые варианты вирусов. В нынешнем эпидсезоне актуальны три штамма вируса – А /Боливия/ (H1 N1 ), А/Швейцария/ (H3 N 2), а также В/Пхукет,. Кто заболевает гриппом? Восприимчивость населения к гриппу очень высока, во многом она зависит от степени изменения вирусов. При появлении нового варианта вируса население оказывается не защищенным. Заболевание очень быстро распространяется, особенно среди групп риска (детей и лиц, страдающих хроническими заболеваниями), резко возрастает угроза развития тяжелых форм инфекции и летальных исходов. Как происходит заражение гриппом? Источником гриппозной инфекции является больной человек, наиболее заразный в течение трех-пяти дней болезни. Массовому распространению гриппа способствуют больные легкими и стертыми формами заболевания, особенно лица, небрежно относящиеся не только к своему здоровью, но и к возможности заражения окружающих. С частицами слизи из дыхательных путей при кашле, чихании и разговоре вирус может рассеиваться на несколько метров от больного. В воздушной среде его жизнеспособность сохраняется несколько часов. Возможна также передача инфекции через предметы домашнего обихода, соски, игрушки, белье. После перенесенного гриппа формируется стойкий иммунитет к вирусу, который вызвал заболевание. Повторные заболевания обусловлены заражением вирусами новой разновидности. Типичные симптомы гриппа: резкий подъем температуры тела (в течение нескольких часов) до высоких цифр (38-40 С), озноб; чувство разбитости; боли в мышцах, суставах, в животе, в глазных яблоках, слезотечение; слабость и недомогание. Больной ощущает затруднение носового дыхания. Отмечается также першение в горле, саднение за грудиной, сухой болезненный кашель. В тяжелых случаях могут появиться носовые кровотечения, судороги, кратковременная потеря сознания. Как защитить себя от гриппа? Основной мерой специфической профилактики гриппа является вакцинация. Она осуществляется вакциной, содержащей актуальные штаммы вирусов гриппа, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения на предстоящий эпидсезон. ВАКЦИНАЦИЯ рекомендуется всем группам населения, но особенно показана контингентам из групп риска: детям, начиная с 6 месяцев, людям преклонного возраста, страдающим хроническими заболеваниями, медицинским работникам, учителям, студентам, работникам сферы обслуживания, транспорта. Вакцинация проводится не позднее, чем за 2-3 недели до начала эпидемического подъема заболеваемости. Оптимальное время для вакцинации – октябрь, ноябрь. Чтобы привиться против гриппа бесплатно, необходимо обратиться в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения по месту прикрепления с паспортом и полисом ОМС. Привиться можно и в негосударственных медицинских центрах за счет средств предприятий и граждан по программе ДМС (добровольного медицинского страхования). В период эпидемического подъема заболеваемости рекомендуется принимать меры неспецифической профилактики: избегать контактов с чихающими и кашляющими людьми; после контакта с лицами, имеющими признаки простудного заболевания, в целях экстренной профилактики гриппа и ОРВИ применять капли интерферона в нос; сократить время пребывания в местах массового скопления людей и в общественном транспорте; носить медицинскую маску (марлевую повязку); регулярно и тщательно мыть руки с мылом или протирать их спиртосодержащим средством для обработки рук; осуществлять влажную уборку, проветривание и увлажнение воздуха в помещении; вести здоровый образ жизни (полноценный сон, сбалансированное питание, физическая активность). Что делать, если Вы заболели гриппом? Следует остаться дома и немедленно обратиться к врачу. Именно он должен поставить диагноз и назначить необходимое лечение, соответствующее Вашему состоянию и возрасту. Необходимо строго выполнять все рекомендации лечащего врача: своевременно принимать лекарства и соблюдать постельный режим во время болезни, так как при заболевании увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую, иммунную и другие системы организма. Рекомендуется обильное питье –горячий чай, клюквенный морс, щелочные минеральные воды(«Боржоми» с молоком и др.). Народные средства-напитки из шиповника, липы, калины, малины с медом; прополис (пчелиный клей), пихтовое масло, чеснок с медом и др, Большинство заболевших выздоравливают в течение 1-2 недель, но иногда течение гриппа и других острых респираторных инфекций может осложниться и закончиться крайне неблагоприятно. Для предупреждения распространения инфекции больного следует изолировать от здоровых лиц (желательно выделить отдельную комнату). Помещение, где находится больной, необходимо регулярно проветривать, предметы обихода, а также полы протирать дезинфицирующими средствами. Общение с больным, по возможности, следует ограничить. При уходе за больным гриппом следует использовать медицинскую маску (марлевую повязку). Самолечение при гриппе недопустимо! Только врач может поставить диагноз и назначить лечение!
Получение экстренной психологической помощи оннлайн
https://telefon-doveria.ru/vpoiskahbashni/
https://www.youtube.com/channel/UCJ32UJtizS3biiwz3iOxsvA
Об усилении мер по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся, родителелй (законных представителелй), педагогов Скачать
Социально-психологическая служба в лицее создана для психолого-педагогического обеспечения деятельности, направленной на сопровождение развития учащихся и учебного процесса в целом в лицее; оказания консультативной помощи всем участникам образовательного процесса: администрации, педагогам, учащимся, родителям; проведения диагностики и коррекции развития.
Социально-психологическая служба предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально- психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится профилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
Основное назначение службы - это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
Социально-психологическая служба является структурным подразделением лицея и нацелена на:
Специалисты социально-психологической службы 2019-2020 учебный год:
Основные задачи работы службы
Основной целью работы социально-психологической службы лицея является сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся в процессе воспитания и обучения в лицее, содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
Задачами социально-психологической службы являются:
Функции службы:
Уполномоченный по провам ребенка в Ставпольском крае
Светлана Викторовна Адаменко
адрес: Ставропольский крвй, ул. Лермонтова, д,206А, каб.309,310
телефон: 8(8652) 35-74-34, 35-74-76, 35-87-80, 35-74-80, e-mail: pr_adamenko@stavkray.ru
Методические пособия для педагогических работников: Положения социально-психологической службы
Успешная профессиональная деятельность педагога напрямую связана с эмоциональной устойчивостью. Ее повышению способствует высокий уровень эмоциональной культуры, включающий эмоциональную гибкость (спосмобность понимать чувства другого и выражать свои). Таким образом, речь идет об эмпатии и экспрессивности. Эмоционально пассивный (выгоревший) педагог характеризуется отсутствием яркой эмоциональности, выраженной в речи, мимике. Он часто невольно провоцирует детей на конфликты. Экспрессивность – умение «оживлять» подлинные эмоции. Выражается в проявлении нестандартности инициативности, способности легко устанавливать эмоциональный контакт, улавливать изменения в ситуации и соответственно менять стратегию педагогического воздействия. Другая составляющая эмоциональной гибкости – эмпатия. Она включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, активное, помогающее поведение. Позитивное, эмпатийное отношение педагога к ребенку и экспрессивное его проявление приводит к повышению самооценки обучающегося, снижает конфликтность в поведении детей, уменьшает количество стрессовых состояний в процессе педагогического воздействия В рамках плана мероприятий социально-психологической службы для педагогического коллектива проводятся тренинги по саморегуляции эмоционального состояния для профилактики профессионального выгорания.
Информация для родителей на тему «Безопасный интернет для детей» в рамках краевой акции «Блогерский ликбез» Наши краткие рекомендации помогут вам обеспечить безопасность членов вашей семьи в Интернете, даже если вам вечно не хватает времени. 1. Поговорите с ребенком о безопасности в Интернете. Объясните основные правила, возможности различных технологий и последствия нарушений. Самое главное: убедите ребенка, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к родителям, чтобы найти безопасное решение. 2. Используйте компьютер и смартфон вместе с детьми. Это хороший способ научить их правилам безопасности в Интернете. При этом дети поймут, что решать возможные проблемы лучше всего вместе. 3. Расскажите детям больше о сайтах и сервисах в Интернете . Поговорите о том, что их интересует в Интернете и какие страницы им можно посещать. 4. Безопасные пароли. Помогите своей семье приобрести правильные привычки в отношении паролей. Расскажите об их использовании. Напомните, что пароли никому нельзя передавать, за исключением лиц, которым можно доверять, например, родителям. Убедитесь, что у детей вошло в привычку выходить из своих аккаунтов, когда они используют общественные компьютеры в школе, кафе или библиотеке. 5. Используйте настройки конфиденциальности и управления доступом . В Интернете немало сайтов, на которых можно публиковать свои комментарии, фото и видео, рассказывать о том, что с вами произошло, как вы живете и т. д. Обычно такие сервисы позволяют определить уровень доступа к вашей информации ещё до ее публикации. Поговорите с членами своей семьи и определите, о чем не следует рассказывать всем. Научите детей уважать конфиденциальность друзей и родных. 6. Проверьте возрастные ограничения. Многие онлайн-сервисы, в том числе Google, предоставляют доступ ко всем функциям только совершеннолетним. А создавать аккаунты Google могут только пользователи не моложе 13 лет. Прежде чем ваш ребенок зарегистрируется на том или ином сайте, самостоятельно проверяйте условия его использования и соответствие материалов правилам, принятым в вашей семье. 7. Научите детей ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в личном общении, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте, в чате или комментариях на его странице. Поговорите с детьми о том, как другие могут воспринимать их слова, и разработайте для своей семьи правила общения. 8. Посоветуйтесь с другими взрослыми. Привлеките к обсуждению этой темы друзей, родственников и педагогов. Другие родители и специалисты по работе с детьми могут оказать вам неоценимую помощь в том, как научить детей и родственников правильному использованию самых разных информационных технологий. 9. Защитите свой компьютер и личные данные. Используйте антивирусное программное обеспечение и регулярно его обновляйте. Поговорите со своей семьей о типах личной информации – например, номер социального страхования, номер телефона или домашний адрес – эти данные не должны быть размещены в Интернете. Научите свою семью не принимать файлы или открывать вложения в электронной почте от неизвестных людей. 10. Не останавливайтесь на достигнутом. Безопасность в Интернете требует постоянного внимания, поскольку технологии непрерывно совершенствуются. Старайтесь всё время держать руку на пульсе. Пересматривайте правила пользования Интернетом в семье, следите за тем, как ваши близкие осваивают новые технологии, и время от времени давайте им советы. ГБУЗ СК «СККСПБ№1» обращается к Вам с просьбой: донести до педагогического состава, учащихся и их родителей информацию о работе «Телефона доверия» (8652) 99-17-86 на территории Ставропольского края. Телефон доверия – это служба экстренной психологической помощи. Позвоните нам, если: Как мы работаем? Если вы звоните, то мы… Если вы по какой-то причине не можете решиться на звонок, то напишите нам письмо! Наш сайт - http://helpline.stavpb.ru Помните, чем подробнее вы сформулируете то, что вас беспокоит – тем более конкретно мы сможем вам ответить. Ваша переписка остаётся конфиденциальной – её видите только вы и консультант. И помните, что если вам очень плохо, если вы думаете о том, чтобы причинить себе вред или совершить суицид, то 8(8652) 99-17-86 Позвоните. Помощь - на расстоянии одного телефонного звонка! Социальные видеоролики
Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае: Официальный электронный адрес Уполномоченного по правам ребенка Детский телефон доверия с единым общероссийским телефонным номером 8-800-2000-122
(8652) 56-04-53 или (8652) 56-04-53 Позвоните если: Уполномоченный по правам ребенка МБОУ лицея №35 Деятельность уполномоченного по правам ребенка направлена на защиту прав и законных интересов ребенка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав детей в рамках действующего законодательства. В своей деятельности лицейский уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края, общепризнанными принципами и нормами международного права, защищающими права и интересы ребенка, Уставом лицея. Основными целями деятельности лицейского уполномоченного являются: Основными задачами лицейского уполномоченного являются: Лицейский уполномоченный рассматривает обращения обучающихся, но может принимать обращения и других участников образовательного процесса (учителей, родителей, законных представителей обучающихся), касающиеся нарушения прав и свобод несовершеннолетних. Не подлежат рассмотрению лицейским уполномоченным обращения (заявления), связанные с: Обращение должно быть подано лицейскому уполномоченному не позднее одного месяца со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об этом. Заявление может подаваться как в письменной, так и в устной форме. В процессе своей деятельности уполномоченный взаимодействует с Уполномоченным по правам ребенка в Ставропольском крае, органами управления в сфере образования, органами опеки и попечительства, администрацией учреждения, педагогическим коллективом и социально-педагогической службой учреждения, органами самоуправления учреждения, учреждениями социальной защиты населения, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов, правозащитными и общественными организациями. Согласно статье 14.1 «Федерального закона №124 ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. в целях содействия физическому, психическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни в лицее созданы благоприятные условия для формирования личности ребенка. Последние документы: В структурном подразделении социально-психологической службы для учащихся и их родителей работает педагог-психолог, который осуществляет психологическую поддержку по следующим направлениям: Ниже Вы можете скачать и ознакомиться с материалами о прафилактике зависимостей подростков, получить рекомендации по подготовке к ЕГЭ и т.д.: Материалы для скачивания: Это важно знать каждому родителю подростка Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства. Для понимания подростковой депрессии важно окружение, в котором формируется личность, поскольку оно влияет на характер восприятия жизни (склонность преувеличивать или преуменьшать переживания), систему ценностей и собственный взгляд на мир. Роль подростка в семье, семейная система ценностей, ожидания, шаблоны общения и решения проблем имеют принципиальное значение для формирования собственной ценности и способа восприятия мира. Депрессивная модель мира часто формируется на основе семейных ценностей. Непонимание между родителями и детьми ведет к депрессивности обеих сторон, но в большей степени депрессивность проявляется на младшем поколении. Это объясняется тем, что родители — сформировавшиеся личности с устойчивой психикой, в отличие от ребенка, в котором через край бьет юношеский максимализм. Для юношей значимой является враждебность в отношении родителей к подростку. С депрессивностью юношей явно связана и директивность отца. Для девушек же наиболее существенной оказывается непоследовательность линий воспитания, проводимых матерью. Что же такое депрессия? Утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние. Все это можно назвать одним словом — депрессия. Депрессивный синдром у детей протекает так же, как и у взрослых. Превалирует либо дисфорическое настроение (обычно депрессивное), либо потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие. Для постановки диагноза должны присутствовать дополнительные признаки депрессивного эпизода, и симптомы должны проявляться почти каждый день не менее чем в течение двух недель. Часто отмечаются: потеря аппетита, изменение веса тела, усталость. У ребенка изменяется потребность в сне: возникают бессонница либо сонливость. Также возможно изменение психомоторной активности. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации, испытывать чувство никчемности и вины (часто нереальной). Это иногда сочетается с навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками. Другими критериями депрессии являются: социальная замкнутость, снижение успеваемости, изменение отношения к школе, агрессия, соматические жалобы, мания преследования. Депрессия у детей может маскироваться такими симптомами, как нарушение поведения, гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе, соматические симптомы. Для подростков характерны беспокойство, брюзгливость, негативистское, антисоциальное или агрессивное поведение. Подросток может стать угрюмым или избегать контактов в семье или в других сферах жизни. Подросток в таком состоянии подвержен алкоголизму, токсикомании. Он перестает интересоваться своей внешностью и успеваемостью в школе. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: именно депрессивное состояние подростка может повлечь за собой серьезные, опасные и непоправимые последствия. В рамках кризиса периода взросления подростки жалуются на депрессивное состояние, вызванное тем, что их никто не понимает, что они одиноки, не нашли своего места в жизни, не заслуживают уважения, не имеют собственного Я и пр. При сгущении симптомов всё это ведет к проявлениям сильных депрессивных состояний. По данным Х. Ремшмидта, осложненное и бурное протекание процесса взросления в форме кризисов наблюдается у 20% подросткового населения. Следовательно, опасность возникновения суицида у этой части подростков необходимо постоянно иметь в виду. Считается, что суицидом подросток пытается изменить свои обстоятельства: Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния. Именно у подростков суицидальное поведение может стать подражательным, так как они копируют образцы поведения, которые видят вокруг себя, которые им предлагают СМИ, интернет, соцсети. Особенно характерна подражательность для незрелых, внушаемых субъектов. Профилактика юношеских депрессий , по мнению И.С. Кона, заключается не в избегании конфликтных ситуаций — это просто невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Тем не менее все это смертельно серьезно и требует чуткости и внимания учителей, родителей и психологов, а раннее распознавание симптомов депрессии — важный фактор предупреждения непоправимых последствий. Заметив признаки депрессии у подростка, родителям необходимо обратиться к специалистам (психологам) для проведения индивидуальной работы с ним. Родителей должны насторожить словесные заявления подростка: «ненавижу жизнь»; «всем будет лучше без меня»; «мне нечего ждать от жизни»; «они пожалеют о том, что они мне сделали»; «не могу этого вынести»; «я стал обузой для всех»; «я покончу с собой»; «никому я не нужен»; «это выше моих сил». Исключительно ответственным этапом профилактики депрессивных состояний выступает помощь подростку со стороны эмоционально близких и значимых лиц. Стремясь оказать подростку первичную психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила: Правила проведения профилактической беседы с подростком Главным в преодолении кризисного состояния подростка является индивидуальная профилактическая беседа с ним. Следует принять во внимание следующее: Рекомендации по проведению беседы: Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком Если вы слышите Обязательно скажите Никогда не говорите 1 «Ненавижу учебу, класс...» «Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?» «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!» 2 «Все кажется таким безнадежным...» «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь» «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе» 3 «Всем было бы лучше без меня!» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит» «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом» 4 «Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» «Кто же может понять молодежь в наши дни?» 5 «Я совершил ужасный поступок...» «Давай сядем и поговорим об этом» «Что посеешь, то и пожнешь!» 6 «А если у меня не получится?» «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» «Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!» В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать подростку, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. В заключение напомним, что профессионалы в области психического здоровья основали телефонную линию доверия для людей, находящихся в бедственном положении. На прямом проводе круглосуточно дежурят психиатры или специальным образом подготовленные люди, которые внимательно выслушивают отчаявшихся и объясняют последним, как можно получить профессиональную помощь. Исследования показали, что достаточно много людей просто не пользуются этой службой, вообще не знают о ее существовании. Единый общероссийский номер Детского Телефона доверия – 8-800-200-01-22 А также родители и учащиеся МБОУ лицей №35 могут обращаться за психологической помощью, в социально-психологическую службу лицея. Алгоритм включения Интернет-ресурсов в »Единый реестр доменных имен содержащих запрещенную информацию, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию распространение которой в Российской Федерации запрещено» Методические рекомендации по заполнению формы сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации Информация об участии во Всероссийском инклюзивном фестивале #ЛюдиКакЛюди В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицей №35 проведены мероприятия, посвященные Всемирному дню распространения информации об аутизме, 1. учащиеся 6-9 классов (251чел.) приняли участие в фотоконкурсе «2 апреля, Я знаю о людях с аутизмом!», организованном автономной некоммерческой организацией помощи людям с ментальными нарушениями и расстройством аутического спектра «Новая инклюзия». Конкурс проходил на странице в социальной сети ВКонтакте. Конкурсные работы в номинации «Мы знаем о людях с аутизмом!» размещены: https://vk.com/club211099579 2. организовано оповещение родителей через родительские чаты о проведении фотоконкурса 3. проведены беседы, с просмотром видеороликов, с учащимися с целью воспитания доброжелательного, благосклонного, сочувственного отношения к людям с РАС. 4 на сайте образовательной организации размещена информация с ссылкой на видеоролики с информацией об аутизме: specialolympics.ru. Игра-викторина: «Жизнь без наркотиков» 23.03.2022 г. в МБОУ лицей № 35 г. Ставрополя совместно с сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних проведены профилактические беседы на тему: «Профилактика употребления ПАВ» (9-10-е классы – 136 чел.). Далее с учащимися была проведена игра-викторина «Жизнь без наркотиков», нацеленная на формирование у обучающихся негативного отношения к наркотическим веществам и пропаганды ЗОЖ. Задачи викторины: Викторина состояла из следующих конкурсов: 1 конкурс - Разминка. «Что вы знаете о вреде наркотиков?» Ведущий читает вопрос, а командам необходимо поднять таблички «Да» или «Нет». 2 конкурс - «Собери пословицу» Команда получает конверт с пословицами. Начало пословицы уже есть (оно приклеено на лист А4), задача игроков – найти окончание пословицы и приклеить. 3 конкурс - Мозговой штурм «Мифы и правда о наркотиках» Каждой команде предоставляется список с утверждениями. Игрокам необходимо указать, что из перечисленных утверждений относится к мифам о наркотиках, а что является правдой, и аргументировать свои ответы. 4 конкурс - «Проверь себя» Каждой команде по очереди задаются вопросы (выводятся на экран), если команда отвечает правильно, то зарабатывает 0,5 балла. 5 конкурс – «Черный ящик». Ведущий показывает черный ящик, задача команды прослушать вопрос и написать на листе бумаги, что же находится в этом ящике. Заключительная часть Ведущий оглашает итоги викторины, благодарит обучающихся за участие в конкурсах, отмечает наиболее активных участников. После проведения викторины, обучающимся лицея были показаны видеоролики производства студии «Общее дело». По окончанию просмотра, с обучающимися была проведена беседа о том, что одним из самых актуальных способов продажи наркотиков является реализация наркотиков через всемирную сеть «Интернет», и привлечение молодежи криминальными субкультурами в распространении наркотических средств - довольно порочная практика. Просмотр и обсуждение социального ролика «Наркотики: секреты и манипуляции» 06.04.2022 г. Цель: Сформировать у обучающихся негативное отношение к наркотикам, пропаганда ЗОЖ. После просмотра социального ролика и проведенной беседы, обучающимися были сделаны следующие выводы: 1) Наркотики - это вещества, способные вызывать состояние радостного опьянения - эйфорию, а при систематическом применении - привыкание и жесткую зависимость. 2) Наркомания - это состояние хронического отравления организма, при котором человек испытывает непреодолимое влечение к наркотику. Абсолютно все наркотики по своей природе являются ядами, поражающими все системы органов и тканей, но особенно центральную нервную систему, мозг, половую систему, печень и почки. Как правило, люди с самым крепким здоровьем при регулярном употреблении наркотиков живут не больше десяти лет. 3)Лечение наркомании малоэффективно. Число вернувшихся к нормальной жизни людей исчисляется единицами. Тем, кому удалось порвать с наркотической зависимостью, очень медленно возвращаются к прежнему образу жизни и всегда есть риск того, что они снова вернутся к этой пагубной привычке. Последствия злоупотребления наркотиками останутся на всю жизнь и человек никогда не станет таким, каким он был прежде. В ходе просмотра видеосюжета созданным общественной организацией «Общее дело», обучающиеся узнали о вреде современных наркотиков на организм и способах манипулирования сознанием подрастающего поколения, а также укрепили свои теоретические знания в области здорового образа жизни и профилактики приема наркотических веществ. Интернет-урок Имею право знать 13 апреля 2022г. в МБОУ лицей № 35 г.Ставрополя прошел краевой видеоурок антинаркотической направленности «Имею право знать» (в режиме видеоконференции). Цель урока - рассмотрение вопросов повышение правовой грамотности и культуры детей в сфере профилактики правонарушений, зависимого поведения, безопасного использования сети Интернет. В работе видеоурока принимали участие представители министерства, специалисты правоохранительных органов, здравоохранения. Информационный классный час «Наркотики и ПАВ, их последствия для здоровья» 20 апреля 2022г. в МБОУ лицей № 35 г.Ставрополя прошел информационный классный час «Наркотики и ПАВ, их последствия для здоровья» (в 7-8 классах). Актуальность проблемы профилактики наркомании и употребления ПАВ определяется ситуацией в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Цель: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и их последствия. Формировать устойчивое отношение к принятию учащимися только здорового образа жизни. Очень важный момент в проведении мероприятия – наглядность, оформление каждого момента наглядными материалами. На доске была размещена информация в форме тематических плакатов. Учащиеся приняли активное обсуждение по данной теме.
в Ставропольском крае: pr_adamenko@stavkray.ruДетский телефон доверия
(КРУГЛОСУТОЧНО)
Шеина Светлана Евгеньевна
(Тел.: 8-963-385-01-60)
чтобы обучающиеся получили информацию об аутизме, о поддержке и включении детей с РАС в образовательную среду, сформировали позитивное отношение к таким детям: